Четвёртый десяток лет в профессии агента по недвижимости… Елене Корджевой впору давать награду как ветерану труда. Но сама она таковой себя не чувствует и вместе со своей фирмой EKOCENTRS остаётся активным участником рынка латвийской недвижимости. Параллельно успевая находить время на развитие своих писательских талантов и издание собственных книг. Буквально в конце прошлого года она презентовала сборник своих фантастических рассказов. Эта новость послужила поводом для разговора журнала m2 и портала varianti.lv со старожилом маклерского цеха, правда, с акцентом именно на теме латвийской недвижимости. 

– 32 года в бизнесе торговли недвижимостью – солидный срок. Какие жизненные дорожки привели вас в него?

– Безысходность (улыбается. – m2). По первому образованию я инженер-конструктор по обработке металлов под давлением. До восстановления независимости Латвии даже успела потрудиться по специальности на одном советском предприятии. Плюс со школьных лет подрабатывала в качестве швеи женской одежды – востребованной по тем временам профессии. Но на дворе был далёкий 1993 год, ориентированные на рынок экс-СССР предприятия закрывались, меня сократили. В течение месяца после этого возникли проблемы и со швейным делом. Вот было две работы – и почти в одночасье не стало ни одной. Начала думать, что делать дальше. Взялась изучать имеющиеся на рынке труда вакансии. Те профессии, в которых требовались высокие и длинноногие, вычеркнула сразу (смеётся. – ): не отношу себя к ним.

Искала, где требуются хорошие мозги, причем без больших финансовых вложений в переобучение. На глаза попалось объявление о наборе маклеров, то есть агентов по недвижимости. Кто это такие, толком не знала. Позвонила и отправилась в одну рижскую фирму дегустировать агентский хлеб. Как сейчас помню: посадили новичков, а нас было свыше десяти человек, за стол с одним-единственным стационарным телефоном ловить звонки счастья от клиентов. Кто первым снял трубку, того и добыча. И вот сижу я в этой стае молодых голодных волчат и вижу, что в офисе за соседним столом две женщины занимаются чем-то совершенно другим.  Присмотрелась, набралась смелости и подошла. Они благосклонно приняли мои комплименты, что выглядят гораздо более знающими в недвижимости, чем я. Стали делиться азами агентского дела. Всё, что они рассказывали и делали, старалась запомнить и повторить. И через два месяца получила первый результат: продала столичную квартиру. Комиссионные были 400 долларов, а я была на седьмом небе от счастья. Нынешние молодые агенты, наверное, усмехнутся такой сумме заработка, но тогда это были баснословные деньги, и не только для меня. За 4 000-5 000 долларов в Риге можно было купить вполне приличную квартиру.

Первый успех окрылил. Для себя твёрдо решила оставаться в новой профессии, хотелось продолжать в том же духе. Через пару лет работы меня стали замечать на рынке, последовало предложение перейти в другую компанию, там возглавила отдел продаж недвижимости. Продолжила набираться опыта, обрастать клиентами и в какой-то момент пришла к мысли о необходимости уйти на вольные хлеба. И в 1998 году создала фирму EKOCENTRS, которой скоро исполнится 27 лет.

– Первые три буквы названия – это отсылка к актуальной ныне теме экологии и экологичности?

– Нет (смеётся. – m2), всё гораздо прозаичнее. Название фирмы придумал сын, и образовал он его из первых букв моих имени и фамилии: Е – Елена, КО – Корджева. Вместе как бы «Центр Елены Корджевой». Просто и понятно. Такой же принцип использовала, придумывая название ассоциации, которую организовала в 2001 году. При том что сама сейчас являюсь членом ведущей Латвийской ассоциации сделок с недвижимостью Lanīda, моя организация, носившая название AsPro, то есть «Ассоциация профессионалов», просуществовала свыше 20 лет. Закрыла её относительно недавно. Тем не менее долгие годы мы, как и Lanīda, занимались обучением начинающих агентов и старались способствовать созданию в Латвии цивилизованного рынка недвижимости.

На стыке XX и XXI веков выучилась на юриста. Это мне очень помогло с привлечением клиентуры. Тогда мы все в Латвии переживали период роста стоимости обслуживания квартир, а уровень зарплат был невысокий, у многих стали копиться долги. Истории части таких должников заканчивались визитом судебных исполнителей, принудительной продажей квартир и выселением бывших владельцев. Ещё будучи студенткой, постигавшей юриспруденцию, стала помогать таким бедолагам – защищать их интересы в судах. Спасла от принудительного выселения порядка ста семей. Механизм защиты был простой: убеждала судей, что долги сформировались без злого умысла со стороны должников, и просила проявить человечность – дать возможность продать недвижимость под моим руководством в течение трёх месяцев по рыночной цене. Тем самым мы закрывали долги и приобретали клиентам другую, более дешевую недвижимость, а не оставляли их бомжами на улице «под елкой». Ни один судья нам не отказал.  

В 2004-2007 годах, в период активного развития экономики нашей страны, вызванного вступлением в Европейский союз и доступностью кредитных ресурсов, мне довелось примерить на себя роль девелопера: вместе с партнёром реализовали в столичном микрорайоне Иманта проект строительства высотного жилого комплекса Imantas Pērle, объединившего корпуса в 16 и 12 этажей. Все их 156 квартир были успешно распроданы по средней цене около 900 латов (1 280,6 евро. – m2) за кв. м. До сих пор горжусь этим проектом! Его новаторством, качеством звукоизоляции и высокой энергоэффективностью, о которой мы задумывались уже в те годы. Очень творчески подходили к организации продаж: мы одними из первых в стране начали организовывать безопасные экскурсии потенциальных покупателей на строящийся объект. Каждый раз в них участвовали десятки человек. На стадии строительства нами было подписано свыше 130 договоров покупки.

Погружаясь в те воспоминания, скажу: я и сейчас с удовольствием поучаствовала бы в реализации нового жилого проекта. Задумки и идеи есть, поэтому, если кто-то из инвесторов размышляет об этом, добро пожаловать! А тогда продолжить успешную тему развития новых проектов не позволили некоторые жизненные обстоятельства, в том числе необоснованные придирки со стороны государства и экономический кризис, накрывший нас всех в 2008-2009 годах. Падение цен на недвижимость почти на 70% – это стало огромной трагедией для всей страны.

– Как пережили те времена? 

– Чего греха таить, многих тогда накрывало ощущение, что всё – крах. Я старалась не терять надежды. Понимала, что всё плохое когда-то пройдёт и ситуация начнёт налаживаться. В памяти остаётся яркое воспоминание о сравнении корпоративных встреч Нового года тех лет. Когда наступал 2007 год, были богатое застолье и шикарные подарки. А 2009-й на фоне минимального количества сделок встречали уже в экономрежиме. Помню, кто-то из сотрудников для того, чтобы подбодрить всех, произнёс речь-тост о том, что не нужно вешать нос, ситуация обязательно изменится к лучшему, всегда плохо быть не может! Так впоследствии и произошло.

Если говорить обо мне лично, то сложный период пертурбаций на рынке недвижимости принёс мне жизненный опыт, позволивший выйти на новый уровень личного развития. Я стала стараться получать новые знания, наполнялась новыми хобби и увлечениями. Углубилась в законодательную и налоговую тему по той причине, что налоговая служба начала углублённую проверку компании и затребовала предоставить финансовый отчёт за шесть (!) лет о расходах как фирмы, так и моих личных! Не хотели поверить, что мы честно построили Imantas Pērle и честно его распродали, заплатив государству все полагающиеся налоги. Представителям налоговой в то время трудно было допустить мысль о том, что кто-то добросовестно ведёт бизнес. Но мы сумели отстоять своё честное имя, хотя это потребовало от нас уйму времени и нервов. Вы не представляете, как это ужасно, будучи честным человеком, доказывать, что ты именно такой и есть. Презумпция невиновности не работала. Нарушений у нас не нашли, и все банковские счета были разблокированы!

На фоне всего этого, чтобы сохранить свой внутренний мир, защитить свою психику от морального опустошения, стала практиковаться в литературном деле – писала короткие заметки и рассказы. Каждый вечер садилась за стол и пробовала описывать истории, с которыми сталкивалась при проведении сделок или общении с клиентами и государственными инстанциями. Таким образом успокаивалась, приходила в себя и, как барон Мюнхгаузен, за шкирку вытаскивала себя из болота повседневного негатива. Постепенно дела в бизнесе начали выравниваться, рынок недвижимости стал восстанавливаться, а я продолжила свои творческие изыскания. Так втянулась в писательство, что набрала материала на первую полноценную книжку, объединившую рассказы под названием «Под одной крышей. Курьёзы профессии». Та вышла двуязычной – латышско-русской. 

– Сколько книг уже написано вами?

– Так вошла в раж, что уже двадцать! Как узкоспециализированных – справочников, учебных пособий и рассказов, посвящённых теме недвижимости, так и рассчитанных на широкую публику: детективных рассказов, исторического триллера, фэнтези и фантастики… Выпустила книжку-раскраску «Витражи: боги древних балтов» по мотивам латышских дайн, написала современные детские сказки… Большинство моих произведений представлены в сетях латвийских книжных магазинов. Так что литературные жанры, в которых работаю, весьма разнообразны. Не расположена только к жанру любовных рассказов и не пишу мемуары (смеется. – m2).  

– Литературное творчество как-то помогает вам и вашей компании в работе?

– Служит наилучшей рекомендацией и мне, и сотрудникам. Когда к нам обращается незнакомый человек за помощью в покупке, продаже или аренде недвижимости, даём ему не визитку, а какие-то мои профессиональные произведения. Например, буклет «От мечты до новоселья. 7 советов покупателям недвижимости» или «Полезные советы продавцу недвижимости». На их первом развороте с обеих сторон есть поля для заполнения: «Ваш агент», «Телефон» и «Электронная почта». Коллеги вписывают туда свои имена, а я как автор этих советов ещё и дарственную подпись ставлю. Дарим людям почитать и сформировать у себя в голове понимание того, как должна происходить сделка. Никого не заставляем сотрудничать именно с EKOCENTRS, но подавляющее большинство после знакомства становятся нашими клиентами. Такой вот маркетинговый ход.

– Многие молодые агенты по недвижимости сегодня делают ставку на более агрессивное продвижения себя. Некоторые в рекламе заявляют, что гарантированно продадут недвижимость клиента за определённый срок, например 100 дней.

– Так они набирают базу объектов недвижимости. Я считаю, что в нашем деле многое зависит от цены, от её соответствия рыночному уровню и состоянию самого рынка. Обещать точный срок продажи мне кажется абсурдным. Срок беременности женщины девять месяцев, но бывают и преждевременные роды, и задержки, когда плод перенашивают. Это жизнь! Как ты можешь гарантировать за другого человека, что он точно купит именно вашу недвижимость? У меня иной подход. Честно озвучиваю уровень возможной цены объекта, исходя из своего огромного опыта и состояния рынка. Озвучиваю сценарий, какой может быть цена, если нам повезёт, и какой – если нет. Обещаю, что, если продажа будет идти со скрипом, клиент может не беспокоиться – я его не брошу, мы найдём правильное решение и доведём всё до логического конца, то есть до завершения сделки.

– С владельцами недвижимости, которые настаивают на своей цене, работаете?

– Любое сотрудничество с продавцами начинаем с анализа: сколько на самом деле может стоить объект? Базируемся на реальных сделках, а не на том, какие цены представлены в объявлениях. У людей обычно есть искра здравого смысла, и они принимают мою информацию к сведению. Тех, у кого искра не разгорается, меньше. Всё-таки, если человек обращается за помощью к агенту, значит, он мотивирован на сделку и не должен закрывать глаза на реальность. Безусловно, всегда есть те, кто настаивает на своём видении цены. Тогда возможен такой вариант: в договоре о сотрудничестве прописываем пункт: если недвижимость в определённый срок не вызовет интереса по выставленной с подачи продавца завышенной цене, то она будет пересмотрена в сторону снижения. Как говорится, половили удачу и вернулись к реальности. Бывало, для того, чтобы найти спрос, приходилось по два-три раза снижать цену. Одновременно стараемся донести, что мы стремимся продать по максимально возможной рыночной цене. Если можно получить более высокую цену, то мы ее получим. Главное, чтобы за объект была конкуренция покупателей, а её обеспечивает только реальная цена, а не завышенная.

– Сколько сотрудников в вашей компании? Какими качествами, по вашему мнению, должен обладать агент?

– В команде у нас менее десяти человек, мы, так сказать, почти семейное предприятие. У меня стоит мощный фильтр отбора. Лучше не возьму к себе человека, чем возьму того, кому не смогу доверять. Не беру дураков, лодырей и негодяев. Человека можно всему научить, но нельзя научиться быть порядочным или трудолюбивым.

– С высоты более чем трёх десятков лет каким вам видится сегодняшнее состояние рынка недвижимости Латвии? Он трудный?

– Он трудный, но это другая трудность, чем та, которая была раньше. Иные сложности на нём и иные препятствия к большему числу сделок. Меняется покупатель. Новое поколение покупателей и арендаторов приходит совершенно с другими запросами, другим восприятием жизни и видением недвижимости. На всех нас оказывают влияние и геополитические вызовы. Правда, с ними сталкиваемся не только мы в Латвии, и здесь проявляется разница в менталитете людей разных стран. Существенная часть латвийского общества взяла паузу в отношении покупки недвижимости из-за страха перед гипотетической агрессией на нашу страну. Люди чего-то ждут. Одновременно в Израиле, где идёт реальная война, рынок недвижимости активен, всё происходит и фиксируется рост цен. Как так?! А там просто другое мышление: люди верят и знают, что завтра будет лучше. У нас же вместо позитива навязывается хандра и неверие в себя. Это и есть наша основная проблема.

Я по натуре оптимист. И по характеру. Мне очень близка знаменитая карикатура, на которой лягушка, чья голова находится в клюве аиста, держит его за горло. Девиз её: никогда не сдавайся! Живи сегодня и сейчас, а не жди бесконечно чего-то, откладывая всё на потом. Если у вас есть потребность в крыше над головой, покупайте сегодня! Равно как продавцы, которым нужна продажа: не фантазируйте о манне небесной, можете не дождаться её, понапрасну потеряв время.

– Что, по вашему мнению, принесёт рынку недвижимости Латвии 2025 год?

– Считаю, что с лета этого года дела пойдут в лучшую сторону. Все последние годы рынок недвижимости Латвии существовал в условиях, когда его работу осложняло огромное количество факторов. Теперь это давление снижается, и рынок должен начать возвращаться на рельсы своего нормального развития. Как и всё наше общество. Важно, чтобы политики и законодатели также начали понимать это и перестали вставлять палки в колёса.